На плоту по реке Ока

Здравствуйте друзья! Эта статья является заключительной, четвертой частью, о том, как команда из шести человек прошла на плоту по реке горную часть Оки Восточных Саян.

Посвящается Семенюк Татьяне Михайловне,члену нашей команды

Сплав_по_рекеИтак, в предыдущих трех частях этой большой статьи было рассказано, как мы добрались до места постройки своих плавсредств и начали сплав на плоту по реке Ока. Две команды ушли на катамаранах.

Для тех, кто не читал предыдущие статьи, напомню, что мы посетили Окинское плато, где Ока берет свое начало, далее доехали до деревни Хужир. В этом месте Ока достаточно полноводная и по ней можно сплавляться.

Наша команда в составе шести человек сплавлялась на плоту по реке, который сам же построили. Мы подошли к ущелью Орха-Бом и начали преодолевать порог за порогом этой своеобразной и красивой реки. Река прорезала себе путь через горные хребты Восточных Саян. Необходимо было пройти более 300 км по Оке, которая течет среди гор, где нет ни одного поселка, нет цивилизации, а вокруг дикая тайга.

Пороги мы проходили разные по степени сложности и потенциальной опасности. После преодоления самого сложного порога Интеграл, команда остановилась на так называемом «Проспекте водников», где меня посвятили в водники, об этом подробно было рассказано в третьей части статьи Сплав по Оке, проходим порог Интеграл. Первую и вторую части предыдущих статей можно посмотреть можно посмотреть соответственно Сплав по горной реке Восточных Саян и Ущелье Орха-Бом.

Сплав_по_реке_4

Сентябрь наступает, в горах уже снег

Итак, день за днём мы всё глубже продвигались внутрь ущелья Орха-Бом на плоту по реке, каждое место было по своему красиво, мы восхищались красотой увиденного. Пороги и шивера иногда сменялись спокойным течением реки, скорость течения приличная и наш плот шел на хорошей скорости. Вода прозрачная и порой мы четко видели камни на дне реки. Незаметно наш плот подошел к месту, которые водники называют «Байдарочник».

По рассказам нашего капитана Анатолия Коробкина, это место так называется потому, что несколько лет назад здесь погиб водник, который проходил Оку на байдарке. Место красивое, здесь было решено провести два дня, отдохнуть от переходов, порыбачить и обязательно затопить баньку. К сожалению, баню никто из нас не снял, но постараюсь коротко описать её.

Баня для водников на берегах Оки представляет собой куб, основания которого связаны из стволов тонких деревьев, на которые надевается чехол из полиэтилена. Получается такой домик два на два, где можно попариться.

Внутри домика сложена куча камней, которые предварительно нагреваются костром. Когда камни нагреются, костер убирается и натягивается полиэтиленовый каркас. Всё, теперь можно смело лить на горячие камни воду и получать пар.

В период днёвки мы рыбачили и ходили в горы на экскурсию. В горах мы с Татьяной Михайловной поднялись на, так называемый, курумник. Курумником называют гору камней, булыжников, которые осыпались с вершин гор в результате землетрясений и осыпей. Кстати, одна из причин малой любви альпинистов к Саянам, обилие «живых» камней в горах, они часто приходят в движение даже самопроизвольно.

Кстати, утром этого же дня мы проснулись от непонятного гула, как позже выяснилось, что гул, был предвестником землетрясения, тряхнуло хорошо. В горах были слышны звуки камнепадов, но для нас все обошлось благополучно.

В горах здесь растет много незнакомых растений. По словам Татьяны Михайловны, многие водники собирают эти растения, говорят, что многие из них являются эффективными лечебными травами. Вот в горах созревший барбарис, отличная кулинарная приправа.

Немного далее растут огромные кусты багульника, высота некоторых достигает 2,5, а то и 3 метров. Багульник в изобилии растет в нашем родном городе, в Саянске, но эти кусты просто огромные. Причем цветет багульник в Саянах два раза в год. Вот и в сентябре он был цветущим.

Говорят, что рост багульника сильно зависит от уровня радиации, не удивительно, ведь в Саянах есть не только золото, но часто встречаются и урановые руды. С высоты птичьего полёта открывается прекрасный вид на Оку, просматривается большой участок между двух поворотов в скалах. На «Байдарочнике» солнце встает поздно, только в 11-30, дело в том, что место со всех сторон окружено горами, мы находимся как бы в каменном мешке.

Меня интересовал вопрос, как растут здесь кусты, растения и деревья, как может расти огромный кедр прямо со скал. В процессе экскурсии стало понятным, как это устроено. Сначала на голых камнях появляется мох, далее его толщина с годами увеличивается. Корни кустов и деревьев растут и живут за счет запасенной влаги в нём. Деревья, чтобы удержаться опоясывают камни и валуны корнями, удерживая себя от ветра. Всё гениально и просто.

На «Байдарочнике» была отменная рыбалка, ловили хариуса, а утром мне удалось вытащить на закидушки трех налимов.

Сплав_по_реке_2

Три налима вполне хватит на хороший обед для всей команды

Налимы были не такими большими, но более кило каждый – это точно.

Баня, рыбалка и днёвка закончились, пора в путь, мы снова проходим пороги и движемся в сторону Харагольских порогов – это последние серьёзные пороги на нашем пути, а там и ущелье Орха-Бом заканчивается.

На следующий день после днёвки мы довольно быстро подошли к реке Харагол, решили причалить и провести разведку на предмет прохода первого порога. Харагольские пороги состоят из трёх каскадов, самые сложные первый и второй каскад, третий был проще.

Проходим пороги один за другим, на берегу снова видим памятник погибшим водникам. Участок реки в районе Харагол довольно сложный, на глаз виден большой уклон русла реки, отсюда очень быстрое течение, мощный удар воды в скалу, на пути мощные валы в два, а то и три метра. На одном из участков мне пришлось побывать в воде.

Незаметно мы подошли к семиречью. Это место называется так потому, что русло реки делится на несколько небольших речушек, образовывая несколько островов. В районе семиречья эти речушки снова собираются вместе. Понятно, мы идем по основному руслу, а слева обратно впадают в Оку небольшие речушки.

Наконец-то мы подошли к месту, которое называется «Зелёный», такое название обусловлено цветом впадающей в Оку реки, вода которой окрашена в зеленоватый цвет. Всё, здесь делаем привал и днёвку. У одного из членов нашей команды завтра день рождения и его надо отметить. В этом месте окончательно перестала работать моя видеокамера, снимать было нечем.

Следующим утром Женя сделал имениннику подарок в виде пойманного ленка весом более 2 кг — именинник доволен. После обеда мы поднялись в горы, немного собрали брусники и кедровых шишек.

Сплав_по_реке_6На следующий день на плоту по реке проходим красивое место под названием «Телевизор», в этом месте отличный обзор Саян. Горы становятся заметно ниже. Далее проходим «Тайменевый плёс» и идём в сторону трёх Ок.

Сплав_по_реке_7

Утром просыпаемся, а на улице снег

Конечно, были еще пороги, проходили опасные участки, например, «Мельница» и «Центрифуга» — оба порога 5 категории сложности. «Центрифуга» — в этом месте вода реки сильно бьёт в стоящую поперек скалу с мощным водоворотом и надо хорошо постараться, чтобы не въехать на полной скорости в скалу со всеми вытекающими последствиями, либо не попасть в водоворот. Есть свалы высотой более двух метров. Всё обошлось, мы идём дальше.

Сплав_по_реке_5

Посреди реки остров

Теперь пару слов о слиянии трех Ок, которое называется еще трехречье. Слева, по ходу, впадает Хойто Ока. Кстати, по этой реке тоже сплавляются. Примерно через километр, справа, впадает Урду-Ока. Официально в этом месте заканчивается ущелье Орха-Бом.

Сплав_по_реке_3

Таймени

Река стала полноводнее, но течение сильное, большие пороги встречаются реже, в основном шивера. Теперь приходится больше работать веслами. От Трёх Ок до деревни Верхняя Ока надо дойти за двое с половиной суток. Отставать от графика нельзя, в назначенное время нас приедет забирать КАМАЗ. И вот на горизонте, слева по борту, Сарам, а чуть дальше Верхняя Ока. Ура!!! Цивилизация!

Мы пристаем к берегу, организуем ночлег, завтра утром придет КАМАЗ. Можно расслабиться, сходить в местный магазин. До родного дома осталось всего чуть больше ста километров, и мы проедем их на машине.

Можно сплавиться на плоту по реке и до самого Саянска, но это лишняя трата времени и сил. Течение здесь небольшое, а расстояние приличное. Вот так закончился наш сплав по реке Ока, который длился ровно три недели. Осталось масса впечатлений, огромный заряд энергии.

Очень жаль, но несколько дней назад ушла из жизни участница нашей экспедиции, участница других наших походов Семенюк Татьяна Михайловна, вечная ей память.

Если Вам интересно, Вы можете прочитать мои отчеты о путешествии вокруг Байкала по воде с участием Анатолия и Татьяны Михайловны. Отчеты опубликованы не совсем по порядку, публиковались они выборочно, там есть ссылки на все статьи. При желании, начать просмотр можно с этой статьи Продолжение похода вокруг Байкала.

С уважением, Иван Кунпан.

P.S. Приношу извинение за качество видео, использовалась еще плёночная видеокамера, которая побывала в воде, да и качество видеозаписи со временем стало хуже, но в целом видео даёт представление о происходящем.

Просмотров: 346
6 комментариев на “На плоту по реке Ока
Григорий
27.06.2015 в 17:21

Приехал и я с отдыха. Все вроде бы хорошо, но рыбалка не удалась у меня. Не то что у вас на Оке… В остальном — ок. Татьяну Михайловну жалко, жить бы да жить еще… Эхх.

29.06.2015 в 10:00

Григорий, будет возможность — приезжайте порыбачить в Сибирь. Рыбалка здесь действительно пока есть.
Мне самому хотелось бы пройти по реке Лена до берегов Северного ледовитого, там рыбалка сказочная.
Татьяна Михайловна хотела с нами много еще пройти рек, но к сожалению так рано ушла!

Татьяна
14.07.2015 в 01:17

Рыбка, конечно, водится на Оке немаленькая. А природа какая… Обалдеть, какая красотища!

21.07.2015 в 16:42

Вы правы, природа у нас отличная, главное сберечь её надо. А рыба в Сибири еще есть и её много. Опять же все зависит от отношения людей к данному ресурсу. Например, в Байкале за 20 лет «бардака» почти выловили омуля, сейчас надо восстанавливать. Вот такие дела.

Barracuda
13.01.2017 в 15:37

На плотах по рекам сплавляются смельчаки.

13.01.2017 в 17:54

Надо сказать, плот надежно нам послужил, прошли без сучка и задоринки.