Ущелье Орха-Бом, сплав по горной реке Ока

Здравствуйте друзья! Во второй части статьи будет продолжен рассказ о том, как проходил сплав по горной реке Ока команды из 6 человек. О прохождении ущелья Орха-Бом.

Ущелье Орха-Бом — Чертово ложе.

сплав_по_рекеНесколько лет назад команда водников из города Саянск решила в очередной раз организовать сплав по горной реке Ока. Члены команды сплавлялись не только по Оке, за плечами были и другие горные реки Сибири.

Единственным новичком в команде был я, и мне очень хотелось увидеть красоты Саян, красоты горной части реки Ока своими глазами. Ребята меня взяли, за что я им очень благодарен. Ведь я не только увидел красоту Восточных Саян, я получил своеобразный опыт, полученные впечатления останутся со мной навсегда.

Итак, по порядку. Поскольку сплав по горной реке Ока, что в Восточных Саянах, занял продолжительное время, ровно три недели, то и описать все путешествие в одной статье сложно. Поэтому было решено написать несколько частей.

Сплав_по_реке_8

Предстояло много снять интересных моментов

В первой части отчета о сплаве по горной реке Ока была описана дорога к месту сплава, достопримечательности, которые нам повстречались на пути. Предыдущую статью Сплав по горной реке Восточных Саян можно прочитать на блоге. Советую Вам это сделать, тогда будет понятна последовательность событий.

Для тех, кто не читал предыдущую статью, напомню, что мы благополучно добрались до деревни Хужир, дальше уже никаких населенных пунктов и дорог нет. Построили свой плот, отпустили КАМАЗ и начали своё путешествие по строптивой части реки Ока.

Всего по реке нам предстояло пройти более 350 км. После старта, мы с легкость миновали Хужир и взяли курс к ущелью Орха-Бом. До Орха-Бома надо пройти километров 25. В походе у нас была экипировка, спасжилеты и каски.

Больших задач на день мы не ставили, надо было проверить наш плот, посмотреть, как он справляется с шиверой (это лёгкие пороги), посмотреть его управляемость. Было сделано несколько остановок, сделали настройки, проверили снасти и был пойман первый хариус.

Сплав_по_реке_5

Пойманный хариус

Сплав_по_реке_6

На ужин всем хватит

Сплав_по_реке_9

Поздно вечером попался налим

Рыбные блюда на ужин были обеспечены.

В процессе сборки плота всё же, устали. Вход в ущелье Орха-Бом было решено сделать на следующий день.

На реке кроме нас никого не было, совсем безлюдно, дальше на протяжении трёх сотен километров на пути не будет ни одного поселка. На ночлег остановились заблаговременно, надо было сварить ужин и отдохнуть.

Сплав_по_реке_3

Скоро будет ужин

Всё, пора разводить костёр, но не все получилось сразу, брозды правления взяла на себя Татьяна Михайловна и вот костер готов, а вслед за этим и ужин.

На следующий день с рассветом подъём, завтрак на быструю руку и в путь – река ждёт. Кстати, за ночь в горах выпал снег и вершины гор сверкали в лучах солнца ослепительной белизной.

Сплав_по_реке_10

Ночью на реке шел дождь, а горах выпал снег

Течение сильное, но река пока относительно спокойная, словно даёт нам возможность привыкнуть к предстоящим трудностям маршрута.

И вот на горизонте показалось ущелье Орха-Бом. Прежде чем перейти к описанию нашего сплава через это ущелье, хотелось бы коротко его описать. Ущелье Орха-Бом называется по имени горы, которая находится в его начале. Что означает название этой горы (ущелья) я точно не знаю, но говорят, что-то страшное – «Чертово ложе».

Сплав_по_реке_11

Там за поворотом река меняет свой нрав

Итак, ущелье тянется около 60 км. Река Ока словно нож прорезала насквозь горный хребет Кропоткина, пробивая себе дорогу за пределы Саян. Дорог здесь нет, населенных пунктов тоже. Берега крутые с отвесными скалами высотой в десятки и сотни метров.

Сплав_по_реке_2

На одной из остановок

Как правило, на одном из берегов всегда можно найти пологую площадку для ночлега.

Сплав_по_реке_7

Одно из таких мест

На берегу изобилие дров, что радует, всегда будет костер. Вдали над рекой возвышались горные вершины – гольцы, уже покрытые снегом.

Сплав_по_реке_4

Решили причалить, здесь организуем ночлег

Этот участок реки является самым опасным с точки зрения сплава, изобилует множеством порогов, крутых поворотов, порой под 180 градусов. Через него, наш капитан Анатолий, и должен был нас провести целыми и невредимыми.

Достаточно сказать, что нам предстояло преодолеть участки, где водяные валы достигали 2-3 метров в высоту. На относительно спокойной воде, встречались мощные водовороты с опасными прижимами, при этом, по берегу пройти просто нельзя.

Только на участке Орха-Бом необходимо пройти 73 препятствия. Из них 11 порогов 5-й категории, 15 порогов 4-й категорий сложности. 3-ю категорию сложности я уже не считаю, это само собой разумеющееся. На берегах Орха-Бома мощная тайга, много кедрового леса. На песчаных берегах постоянно встречаются следы диких животных, включая и медведя. Конечно, у нас было ружьё, но думаю, оно не помогло бы во время ночлега.

Итак, мы уверенно шли по реке через Орха-Бом, останавливались порыбачить, периодически подкачивали баллоны нашего плота. Река течет своим чередом так же, как текла тысячи и тысячи лет назад. В месте остановки берега реки усеяны крупными булыжниками, куда их принесло течение реки в полноводье.

Остается только удивляться – откуда такая мощь у этой реки, как вода может поднять такие тяжелые камни? Вот еще одна маленькая речка, которая впадает в Оку. Кстати по берегам именно таких малых рек добывают золото старательские артели.

По мере движения вглубь ущелья Орха-Бом, усиливается не только течение воды, но усиливается и шум воды, иногда сложно на плоту услышать собеседника.

В некоторых местах мы гребем попарно, то есть на каждом весле два человека, надо быстро менять курс нашего плота иначе мы можем «напороться» на большой камень в воде, либо на прижиме, где вода бьёт, на огромной скорости, в скалу и мы можем в нее врезаться.

Напротив основания весла стоять категорически запрещено, если оно на скорости воткнется в камень, это может нанести серьёзную травму гребцу. Приближаемся к участку реки, где начинаются пороги, самому снимать некогда, надо грести. Поэтому видеокамеру передал Татьяне Михайловне, но опыта съемки у неё нет никакого, жаль многое пришлось вырезать.

Капитан в лице Анатолия проходит этот участок не первый раз, знает пороги, знает, где лучше обойти, дает соответствующие команды. Вместе с тем, русло меняется каждый год и надо быть на чеку, а времени на раздумье мало, ведь течение быстрое, думать особо некогда.

И вот начинаются настоящие пороги, шум воды такой, что мы с трудом различаем команды нашего капитана и штурмана. Гребём изо всех сил, лишь бы не попасть в банку и не напороться на камни.

Кстати на одном из порогов Каландарашвили удар был такой силы, что у нас лопнул один из несущих лонжеронов несущей конструкции плота. Первые два серьёзных порога пройдены, вода относительно спокойная, можно немного расслабиться и подготовиться к прохождению следующего порога.

Брега Орха Бома меняют свои очертания, то слева, то справа отвесные скалы высотой в несколько сот метров, и причалить в таких местах, просто невозможно, эти участки надо однозначно проходить. Вот на горизонте появляется первый водопад – небольшая речушка впадает в Оку с небольшой высоты, метров с десяти.

О том, как продолжился сплав по горной реке Ока, как проходили мы ущелье Орха-Бом и о моём посвящении в водники, будет рассказано в следующей статье.

С уважением, Иван Кунпан.

P.S. Приношу извинение за качество видео, использовалась еще плёночная видеокамера, которая побывала в воде, да и качество видеозаписи со временем стало хуже, но в целом видео даёт представление о происходящем. Если Вам интересно, что было дальше, читайте Часть 3 и Часть 4.

Просмотров: 355
13 комментариев на “Ущелье Орха-Бом, сплав по горной реке Ока
17.06.2015 в 13:08

Иван, интересно было бы видео с фотографиями посмотреть.

18.06.2015 в 23:38

А уже есть) И рыбалка, и природа, и плоты даже видны

19.06.2015 в 00:32

Чего, чего, а рыбалки действительно хватало.

17.06.2015 в 17:12

Читал как приключенческий рассказ. Очень увлекательно. Вам, Иван Семенович, есть смысл написать печатную книгу. Соберете материал по сплаву, отдайте редактору и корректору — и у вас готовая книга.

Вопросы. Фото нет? Плот какой? ПСН?

5 категория — это сильно. Впечатления о порогах этих?

Врач и ружье в команде — это правильный подход.

Короче, очень интересно! Спасибо

18.06.2015 в 21:47

Насчет книги не думал, да и времени пока нет. Плот самодельный, но конструкция достаточно прочная. Правда, на пороге Каландарашвили попали в «банку», удар был такой силы, что у нас лопнул несущий лонжерон, позже пришлось его ремонтировать.

18.06.2015 в 23:40

Не ремонт, без этого никак на таких сплавах. Это тоже часть приключений. В общем, по фото видно и природа дикая, красивая, и насчет продуктов — рыба же есть, много везти не надо, и плоты посмотрел. Грузовой вообще капитальный 🙂

19.06.2015 в 00:31

Да, ребята довели конструкцию до совершенства — опыт дело великое. Без приключений было бы совсем не интересно, в том и прелесть!

17.06.2015 в 17:17

Да, вот еще. 300 км без жилья вокруг. А связь у вас была? Какая, если была

18.06.2015 в 21:49

Со связью там никак, кроме спутниковой нет. В этом походе связи у нас не было. А вот позже, когда мы пошли в поход вокруг Байкала, я добыл спутниковый телефон и у нас всегда была связь на случай проблем.

18.06.2015 в 23:41

Тут да. На 300 км вокруг никого, связь нужна.

19.06.2015 в 00:37

Это хорошо сейчас, есть и спутниковая связь и сотовая. А ведь лет 20 назад об этом в России даже не мечтали. Вместе с тем люди ходили в походы, поднимались на горные вершины и т.д.

19.06.2015 в 03:44

Вообще не понимаю как люди жили без мобильных и без электронной почты с интернетом… 🙂 Эволюция

22.06.2015 в 12:02

В том и прелесть технических революций, что мы живем уже не так, как жили наши родители и дедушки с бабушками. А наши дети уже сегодня живут не так, как мы жили. Философский вопрос!