Четвертая часть. Путешествие по Байкалу

                                                                                                        

Здравствуйте друзья! Путешествие по Байкалу на моторной лодке продолжалось, команда прошла реку Молокон, подошла к мысу Котельниковскому и городу Северобайкальск.

Путешествие по Байкалу. Мыс Котельниковский и город Северобайкальск

Мыс_Рытый_1Третья часть статьи завершилась тем, что путешествие по Байкалу на моторной лодке прошло вдоль побережья Байкало-Ленского заповедника, мыса Мужинай и подошла к устью реки Молокон. Путешествие по Байкалу продолжается и команда уверенно идет к мысу Котельниковский и городу Северобайкальск. С воды не видно того величия реки Молокон, которым она располагает.

За миллионы лет, река Молокон прорезала в Байкальском хребте, глубокое ущелье. Это ущелье является самым глубоким ущельем на берегу Байкала. Устье реки Молокон заболочено. Чтобы там побродить с комфортом, нужны гидрокостюмы.

Берега поросли густым лесом, здесь встречается обилие кедрового стланика. Кедровый стланик – это кедр в миниатюре. Растёт он в виде кустарника в рост человека, вместе с тем на нём полноценные кедровые шишки. Я сам увидел его впервые на Севере Байкала, а в бухте Фролиха сделали видеосъемки этого замечательного растения. За бухтой Коврижка расположено красивое озеро, но туда так просто не подойти, везде болото.

Ущелье и зимовьё

Ущелье и зимовьё

Долина реки Молокон трудно проходима, заросли кедрового стланика, каменные россыпи и болото мешают этому. На реке много водопадов высотой до 10 метров, но есть и уникум, где вода падает с высоты 140 метров, не касаясь скал. Водопад называется «Стеклянная лента». Путь туда не близкий и не простой – около 17 км,  идти надо звериными и старыми охотничьими тропами.

На подходе к мысу Котельниковский мы встретили несколько парусных яхт, что указывало на приближение к людному месту. До города Северобайкальск оставалось около 80 км.

Перед походом мы много читали о мысе Котельниковский, так, что много о нём уже  знали. Мыс Котельниковский славится своими горячими источниками. На берегу построен санаторий-профилакторий Управления строительства «БАМтоннельстрой». Добраться сюда можно только по воде и по льду. Из города Северобайкальск летом ходит катер, а зимой по льду ездят автомобили (стоимость дороги на катере 80$, а на машине около 15$). Проживание и питание стоит недорого.

Главное достоинство территории прилегающей к мысу Котельниковский – горячие источники. Это единственное место на Западном берегу озера Байкал, где есть выход горячей воды на поверхность.

О выходе горячей воды на поверхность Восточного побережья, написано в статьях Хакусы, жемчужина Байкала и Давша столица Баргузинского заповедника. Температура горячей воды выходящей на поверхность, превышает 80 градусов по Цельсию. Этот источник является самым горячим на озере Байкал. Воду источника рекомендуется использовать только для наружного применения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы и гинекологических заболеваниях. Пить такую воду нельзя из-за высокого содержания фтора.

От мыса Котельниковский берёт начало туристический маршрут к самой высокой точке Байкальского хребта – горе Черского. Высота вершины горы Черского – 2588 метров. Маршрут рассчитан на подготовленных туристов, протяженность маршрута около 30 км. По пути можно увидеть водопады, красивые озёра и ледники. Очень интересна сама вершина. Конечно, хотелось бы сходить, но где взять столько свободного времени? Маршрут к вершине горы Черского очень серьёзный и требует тщательной подготовки, категория трудности маршрута – 2А. Поход должен быть целевым.

Рассказывать о горе Черского можно много, но это не тема этой статьи. Скажу только, впервые гору Черского покорили геодезисты в 1961г, а с конца 80-х начались регулярные восхождения на эту вершину. Маршрут пролегает по берегу реки Куркулы, далее к озеру Гитара. От озера Гитара гору Черского не видно, её закрывает  пик Ложный (2386 м). С вершины этой горы открывается грандиозная панорама горы Черского. Отсюда в бинокль можно рассмотреть будущий маршрут восхождения. У подножья вершины горы Черского раскинулись настоящие ледники.

Общение и разминка продолжалось недолго, и мы снова идем (путешествуем) по Байкалу на моторной лодке. Байкал начал волноваться, скорость пришлось снизить, за полтора часа пройдено всего около 20 км. Мы подошли к реке с интересным названием – Горемыка. Почему так называется, не знаем, есть только предположения. До города Северобайкальск остаётся километров 50 — 60, можно конечно было туда дойти, но что там делать ночью? Решили заночевать, а утром по гладкой воде быстро дойти до города. За этот день пройдено около 180 км. По берегам Байкала

Зимовьё

Зимовьё

часто встречаются «зимовье» охотников и рыбаков. Как правило, в среднем, они встречаются каждые 30 км, а то и чаще. На берегу устья реки Горемыка стоит крепкое «зимовьё», решили заночевать в нём. Зимовьё оборудовано печкой, столом и лежаками, внутри зимовья есть всё для проживания  (еда, спички). Нам ничего этого не надо, у нас всё свое. В Сибири такой закон —  в «зимовье» оставляется самое необходимое, чтобы можно было прожить несколько дней, если что-нибудь случится. «Зимовьё» просторное и мы вшестером помещаемся без проблем. Утром  легкий завтрак, который нам организовала

Вода - зеркало

Вода — зеркало

Татьяна Михайловна и снова на моторной лодке в путь по Байкалу. Горы отступают от берега чуть дальше. Видим гору, на которой природа нарисовала причудливые картинки зверей. Лес у берега становится реже, местами его нет совсем.

На берегу появляется село Байкальское и Слюдянские озёра,  всё чаще попадаются суда разных размеров. Старинное рыбацкое село Байкальское было построено в 1889 году, во многом сохранившее свой первозданный облик. Недалеко от него находится мыс Лударь, на котором есть пещера с наскальными рисунками древних людей. Село небольшое, здесь проживает около 700 человек. Кстати, раньше село называлось «Горемыка», как река, которая осталась позади. До города Северобайкальск 39 км по автодороге. Это первый населённый пункт на нашем пути от деревни Онгурёны.

И вот на горизонте появляется город Северобайкальск. Команда радуется, сколько дней мы не видели цивилизации? Несмотря на раннее время, наше путешествие на сегодня подходит к концу. Удивительно, по карте под нами глубина в 500 метров, а вода тёплая. Подошли к берегу, выбрали хорошее место для причала, недалеко от местного пляжа.

Всё, разгружаемся привал! Есть связь, надо позвонить родным и близким, доложить, что у нас всё в порядке. Впереди половина дня свободного времени.

Вид на озеро с города.

Вид на озеро с города.

После небольшого знакомства с прибрежной частью города Северобайкальск, Володя и Анатолий едут в посёлок Нижнеангарск, где необходимо получить разрешение на прохождение участка вдоль побережья Баргузинского заповедника. Мы с Андреем пошли в «разведку», узнать, где поблизости можно купить топливо. Берег в городе Северобайкальск (в месте нашего причала) высокий и крутой, поэтому топливо подвезти на машине не получится, надо носить пешком. Топлива надо не мало ни много, а 360 литров. Следующая заправка только в Усть-Баргузине. Удивительно, вода на Севере Байкала очень тёплая, нашего юнгу, по имени Ваня, из воды не вытащить. Оставив Татьяну Михайловну у лодки готовить обед, мы решили посмотреть немного город.

Берег Северобайкальска

Берег Северобайкальска, я с Андреем

Северобайкальск красивый современный город, построен в 1974 году на берегу озера Байкал. Город построен в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали. Население — 32 тыс. жителей. Крупных промышленных предприятий в городе нет, основное предприятие — отделение железной дороги, обслуживающее БАМ. По улицам города приятно гулять, город построен по современному проекту (проект делали специалисты из Ленинграда) и чем-то напоминает наш родной город Саянск. О городе Саянск можно посмотреть статью на блоге. В районе города Северобайкальск в Байкал впадает река Тыя. По самому берегу Байкала идёт дорога на Нижнеангарск. Здесь же по берегу Байкала, через тоннели, проходит железная дорога – это  знаменитый БАМ.

Нижнеангарск – это небольшой посёлок на берегу Байкала, основанный в 1643 году. Проживает в нём 5500 человек. В Нижнеангарске расположен аэропорт. Развитие посёлок получил в связи со строительством БАМ.

Вопрос топлива мы с Андреем решили. Ребята с Нижнеангарска привезли разрешение на прохождение Баргузинского заповедника. Можно отдохнуть. Следующим утром перед командой стоит важная задача – надо пересечь Байкал напротив Северобайкальска. Итог – мы прошли чуть меньше половины нашего маршрута вокруг озера Байкал на моторной лодке, это уже результат.

P.S. Статья получилась достаточно большой, поэтому пришлось разбить её на несколько частей. Можно посмотреть предыдущие части: часть1; часть 2; часть 3. Если статья понравилась, поделитесь ею в социальных сетях.

                                                                                                                               С уважением, Иван Кунпан.

Статьи  на тему «Вокруг Байкала на лодке» можно посмотреть здесь №1, №2. №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16.

Просмотров: 419
34 комментариев на “Четвертая часть. Путешествие по Байкалу
02.04.2015 в 21:28

Обожаю географию и ваша выложенная карта мне напомнила мою любовь ещё со школы к географии. Мог часами просиживать за географическими картами.

03.04.2015 в 12:10

Мне тоже нравится рассматривать географические карты. Когда готовились к походу, перелопатили карты вдоль и поперек, надо было выбрать оптимальный маршрут, точки заправок и т.д.

05.04.2015 в 01:15

На свой день рождения заказал супруге рельефный итальянский глобус с подсветкой. Классная вещь, не могу оторваться иногда. В итоге, конечно )) сам выбрал, да и сам купил. )

05.04.2015 в 11:44

Это пример, когда мечта превращается в реальность.

Елена
23.03.2017 в 11:00

Интересный пример, когда делается подарок самому себе…))) Хотя я даже бы и не знала о существовании глобусов с подсветкой. Надо же — какой Андрей Хвостов любитель географии.)))

24.03.2017 в 11:26

Хорошая идея, надо самому подумать, что попросить в качестве подарка.

Елена
23.03.2017 в 10:56

Путешественнику без понимания географических карт нельзя. Надо же уметь проложить маршрут, представить расстояния, время, сложности какие-то.

24.03.2017 в 11:25

Елена, мы готовились к походу несколько месяцев. В том числе изучали карты, глубины озера, ветра и так далее. Маршрут выбирался тщательно. Мы всегда знали, что есть риск, нужно его было свести к минимуму. Например, переход Байкала с Западной части на Восточную часть у Северобайкальска мы запланировали на раннее утро, 4 утра. Почему? Потому, что вероятность ветра и шторма утром была минимальной. Ведь не зря 80% походов вокруг Байкала заканчивались неудачно.

Елена
23.03.2017 в 10:53

А мне удивительно читать все эти говорящие названия населённых пунктов и рек: Горемыка, Гитара, Молокон. Какие-то ассоциации у людей возникали.

24.03.2017 в 11:21

Елена, всё верно. Многие названия давали русские первопроходцы, часть названий взяли от местных народов, они менее понятные.

02.04.2015 в 21:29

Что-то Иван не проходят мои комментарии.

03.04.2015 в 12:08

Андрей, они попали в спам.

05.04.2015 в 01:16

Скорее всего есть ограничение по количеству комментариев на вашем блоге. Если за раз большое количество пишется, то попадают в СПАМ.

05.04.2015 в 11:45

Об этом не слышал, вполне вероятно, надо об этом почитать.

Александр
10.03.2017 в 08:57

Чем занимаются жители Северобайкальска, если в городе крупных промышленных предприятий нет, а основное предприятие — отделение железной дороги?

13.03.2017 в 10:33

Вот железной дорогой и занимаются, это главное, что есть в городе. А остальное, это школы, больницы, торговля.

Елена
23.03.2017 в 11:05

Получается, что вдоль БАМа сконцентрированы города и посёлки , в которых проживают , в основном, семьи железнодорожников. БАМ определил судьбу людей.

24.03.2017 в 11:27

В принципе, да.

Александр
15.03.2017 в 14:07

Понятно. Я неправильно понял «отделение железной дороги». Думал, что это вокзал с обслугой на нём и только, а отделение это ещё и ремонт и строительство дорог, и машинного состава.

16.03.2017 в 11:19

Всё верно!

Александр
10.03.2017 в 08:58

Жалко, нет фоток Северобайкальска. Город считается одним из рекордсменов по количеству солнечных дней.

13.03.2017 в 10:34

Город красивый, мне понравился. Что касается рекордсменов солнечных дней, то на Байкале много таких мест.

Александр
15.03.2017 в 14:04

Когда впервые узнал об этом, нимало удивился. Привык что в Сочи, в Крыму много солнечных дней. А тут вдруг город на Байкале. Непонятно, с чем связано количество солнечных дней. Может сама гладь озера как то влияет.

16.03.2017 в 11:20

Я не специалист в области метеорологии, но думаю, на микроклимат Байкала влияют окружающие его горы. Байкал оказывается, как в чаше. Скорее всего горы и не пускают облака…

Елена
23.03.2017 в 11:11

Само расположение Байкала во многом определяет его уникальность. И протяженность, и горы вокруг, и большое количество солнечных дней.

24.03.2017 в 11:27

Байкал чрезвычайно уникален, подобных показателей десятки…

Александр
17.03.2017 в 23:32

Вот что интересно, солнечных дней много, но и шторма на Байкале нередки.

18.03.2017 в 13:50

Все верно. Байкал находится среди гор. Ветер разгоняется в ущельях, согласно законов физики, вот и возникают порывы ветра огромной силы — особенно Сарма.

Александр
19.03.2017 в 16:37

К своему стыду, до ваших познавательных статей о Байкале не знал, что вокруг него горы.

20.03.2017 в 16:09

Если вы до этого мало интересовались, то вполне объяснимо. Не может же человек всё знать.

Александр
17.03.2017 в 23:34

Иван, вопрос житейский, хотя и щекотливый. Будучи на лодке, как вы в туалет ходили, рядом с вами была женщина. В лодке никуда дальше пары метров не отойдёшь.

18.03.2017 в 13:51

По разному было, почему не пристать к берегу ради такого случая?

Александр
19.03.2017 в 16:38

Можно к берегу, конечно, затратно по времени и бензну, но что поделаешь.

20.03.2017 в 16:10

Согласен, тем более, что расстояния разные бывают от берега. От 30 метров до 4 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *