Кругобайкальская железная дорога

                                                                                                           

Здравствуйте друзья! В статье будет показана Кругобайкальская железная дорога, которая была построена в самом начале 20 века.

Кругобайкалка — чудо инженерной мысли

КругобайкалкаЧерез несколько часов мы будем встречать Новый 2014 год. В канун праздника не хочется грузить ни себя, ни читателей информацией о заработке, о работе, хочется немного расслабиться и поговорить на отвлеченную тему. Тем более у меня перед читателями есть долг.

После публикации серии рассказов о походе вокруг озера Байкал, я обещал рассказать о Кругобайкальской железной дороге, в народе её называют еще Кругобайкалкой. Посмотреть предыдущие статьи, которые я обещал, можно на блоге:

Итак, немного истории и статистики. Первоначально,  до 1949 года, Кругобайкальской железной дорогой назывался участок от станции Байкал, что напротив пос. Листвянка, до станции Мысовая пос. Бабушкин (статья от 16.09.2013). Первоначально строительство железной дороги, предполагало соединить Иркутск с Забайкальем и Дальним Востоком.

Изыскательские работы начались в далёком 1836 году, завершены эти работы были в 1894 году и был предложен маршрут прокладки железной дороги. На тот момент, строительство сложнейших инженерных сооружений дело было новым не только для России, но и в мире в целом. Достаточно сказать, что местность представляет сплошные скалы и горы с высокой сейсмической активностью, пересекает множество рек и болот.

В данной статье не будет рассматриваться строительство всей железной дороги, а будет показано только строительство и эксплуатация самого сложного участка дороги – от порта Байкал до станций Култук и Слюдянки протяженностью 89 км — Кругобайкальской железной дороги.

Начало строительства Кругобайкалки — весна 1902 год, а уже в сентябре 1904 года по ней пошли первые поезда. Эта дорога в период Русско–японской войны была очень востребована. Если видеть масштабы строительства, то сроки впечатляют.

Кругобайкалка_2

Думаю, даже сейчас, имея технику и технологии сложно было бы это сделать в такие сжатые сроки. Практически весь участок Кругобайкальской железной дороги проходил в тоннелях, на искусственных террасах, выполнялись искусственные подпорные стены.

На участке Кругобайкальской железной дороге построено 38 тоннелей общей протяженностью более девяти километров, причем встречаются тоннели длиной более 700 метров каждый. Построено 248 мостов различной длины. Материалы поставлялись на баржах летом и гужевым транспортом зимой. Все работы выполнялись вручную трудом тысяч заключенных (ссыльно-каторжных) в суровых сибирских климатических условиях. И всего за два года была построена Кругобайкальская железная дорога – впечатляет!!!

Кругобайкалка 3

Кругобайкалка 4

Шло время, планировалось строительство Иркутской ГЭС, что предполагало затопление участка железной дороги от Иркутска до порта Байкал. Поэтому в 1949 г. была построена альтернативная железная дорога от Иркутска до станции Култук, которая проходила вдали от Байкала. Данный участок дороги разгрузил Кругобайкалку, а с 1956 года, после образования Иркутского водохранилища, дорога стала тупиковой. Вдоль дороги расположены деревни и базы отдыха.

Кругобайкалка 5

Кругобайкалка 6

В настоящее время экономическое значение Кругобайкальской дороги небольшое, в основном, по ней катают туристов.

Впервые я побывал на Кругобайкальской железной дороге в 1985 году, эту дорогу мне показали мои друзья. Мне повезло, Кругобайкалку мы прошли пешком за два дня, была возможность всё рассмотреть в деталях.

Кругобайкалка 7

Кругобайкалка 8

Впечатлило качество работ, камни были идеально подогнаны, словно делалось это не вручную. Действительно построено навеки – вот Вам и ручной труд.

К сожалению, фотографии в то время были черно-белыми, да и сохранилось их немного.

Во время похода вокруг озера Байкал на моторной лодке (писалось выше) фоток было сделано немного, в основном снимали видео, снимали с большого расстояния, качественных фотографий мало. Поэтому часть фото взято с Интернета, думаю, авторы фото не обидятся.

Кругобайкальская железная дорога это чудо инженерной мысли своего времени. Чтобы оценить масштабы инженерных сооружений того времени, нужно самому увидеть эту красоту и грандиозность.

Если Вы будете в Иркутске, обязательно найдите время и прокатитесь на поезде по этой дороге, Вам понравится.

Автор статьи Иван Кунпан.

Просмотров: 358
23 комментариев на “Кругобайкальская железная дорога
Григорий
27.01.2014 в 01:14

Прекрасная статья. Как то давно читал фоторепортаж об этой дороге. Теперь вот вспомнилось) И захотелось побывать…

Спасибо вам, Иван! С удовольствием подписался на ваш блог

Гриша

27.01.2014 в 14:06

Спасибо Григорий за оценку! Если будет возможность приезжайте в наши края, здесь есть что посмотреть. А по старой железке сейчас ходит поезд, возит туристов. Все прелести и красоты можно будет увидеть с вагона. Будет свободное время, можно и пешком пройти этот путь.

Кирилл
25.02.2015 в 20:07

Иван, здравтсвуйте!
Собственно хочу обратиться к вам по такому вопросу, у вас в статье есть фото паровоза. Хотелось бы что бы вы указывали автора.
Потому когда я выкладывал его на википедию, я указал что можно распространять сколько угодно без коммерческих целей, но с указанием автора.
Заранее спасибо за понимание и конечно же я не обижаюсь)
Просто хочется чуток славы)Шучу)
Статья понравилась)

26.02.2015 в 10:46

Здравствуйте Кирилл! Да, фото брал из Яндекс картинки, но там есть дубли и не всегда есть информация об авторе. У меня просьба — напишите мне пожалуйста Вашу фамилию и дату съёмки, восстановим справедливость. Рад, что Вам понравилась статья, спасибо!

Татьяна Лисичкина
07.01.2015 в 00:32

Иван — спасибо за познавательную статью! Особенно поразили цифры: на участке Кругобайкальской железной дороге построено 38 тоннелей длиной более 700 метров каждый и 248 мостов различной длины… ВПЕЧАТЛЯЕТ!

Григорий
02.06.2015 в 20:39

Сам в шоке, Татьяна!

07.01.2015 в 11:45

Действительно, впечатляет, ведь создание этого уникального инженерного комплекса было в начале 20 века?! Ведь тогда не было ни бульдозеров, ни кранов — всё делалось вручную!

Григорий
02.06.2015 в 20:46

Ну простейшие механизмы уже были. Лебедка, например, использовалась еще при строительстве пирамид в Египте. Хотя конечно, да. Но, и как в СССР — Беломорканал и т.п. строили зеки, я так думаю все работы на этой железной дороге строили каторжные и беглые. Короче, отбросы общества…

02.06.2015 в 21:12

Безусловно, лебедки были и взрывчатка была, но согласитесь, что равнять технику сегодняшнего дня и начала 20-го века нельзя. Чтобы представить масштабы строительства, там просто надо побывать и посмотреть всё самому.

Александр
01.02.2017 в 04:30

На Байкале порода скальная, прочная, а не как в Египте известняк или песчаник. Скальную породу сложнее изымать.

01.02.2017 в 11:29

Причем горы относительно молодые!

Александр
01.02.2017 в 04:32

Беглых и каторжников на огромный объём ручной работы не хватило бы, даже если бы их было в несколько раз больше. Население вокруг было малочислено. Привозили с других регионов наёмных рабочих.

01.02.2017 в 11:31

Конечно, можно найти материалы, изучить более досконально, но думаю людей привлекалось много. Похоже это был тот же БАМ, только время другое.

22.04.2015 в 23:13

По этим статьям, Иван узнаёшь много интересного о Байкале и инфраструктуре местной. Видел множество туннелей в Черногории, правда автомобильных, а оказывается дома есть аналогичные трассы. Как в кино — прибытие паровоза.

25.04.2015 в 11:02

Да, это огромный музей под открытым небом. Надо учесть, что эти сооружения сделаны в конце 19 и начале 20 веков, по тем временам это было супер.

Григорий
02.06.2015 в 20:37

Пока у меня это путешествие на втором месте в списке. Как оказалось, это малька мне сложнее, чем Прага. Значит этот год — надо все таки Прагу посмотреть. Нельзя такое не увидеть в жизни. Не зря в Прага в ТОП 10 мировых городов.

А вот Байкал, конечно жемчужина России. И сколько не читай, все равно надо брать фотоаппарат и ехать. Ехать, ехать и еще раз ехать, как завещал всем нам, великий Форд.

02.06.2015 в 20:45

Чтобы посмотреть любую достопримечательность, всегда надо ехать. Как ни смотри чужие фото, чужие видео — взгляд через призму других людей. Только самому, это верно.
Кому отдать приоритет, это другое дело, здесь надо выбирать и учитывать многие факторы.

09.01.2016 в 12:03

С целью установления сквозного железнодорожного сообщения было решено до окончания строительства Кругобайкальской дороги соединить берега озера железнодорожной паромной переправой .

10.01.2016 в 13:15

Это, по сути, означает, что железная дорога должна работать независимо от переправ и она полностью автономна.

Rakredo
10.01.2016 в 22:47

Так назывался во время постройки и в первые годы эксплуатации участок Забайкальской железной дороги от станции Байкал до ст. Мысовая протяжением 260 км.

12.01.2016 в 11:09

Теперь это просто история.

Александр
01.02.2017 в 04:24

Круглобайкальская дорога однопутная? На фото один ж/д путь виден.

01.02.2017 в 11:31

Да, однопутная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *